пятница, 20 марта 2020 г.

Обращаясь к педагогическим традициям Сухомлинского

       
  "Я открывал детям глаза на красоту мира и, в то же время, стремился донести до детского сердца музыку слова, чтобы слово несло свою радость и грусть. 
 Музыка, пейзаж, природа неповторимостью своей заставили учащенно биться детское сердечко, заставили выразить свои чувства в рисунке, танце, словах, поступках"
В.А. Сухомлинский


 Одной из актуальных проблем, стоящих сегодня перед нами, педагогами, является развитие культуры чувств у детей.
    Не рекламы и боевики, не страшные картины программ новостей должны оказывать воздействие на чувства, а встречи с прекрасным: картиной, музыкой, словом, окружающей природой. минуты созерцания, любования, восклицания особенно необходимы в начале дня, чтобы сразу же настроить ребенка на положительный лад, на доброжелательность, спокойствие, веру и любовь к себе и ко всем окружающим.  ребенок должен ежедневно удивляться открытиям: "Цветок живой, как и я, он такой же двигается, спит и дышит, пьет воду и любит ласковые слова. Каждый имеет свою неповторимую красоту" каждое слово богато разнообразными оттенками и интонациями. В звуках музыки отражаются настроения.
   "Открытие нового дня", одна из ведущих авторских технологий педагога современника Надежды Михайловны Метеновой, которая на протяжении последнего десятилетия поднимает актуальные проблемы семейного воспитания, ищет инновационные формы работы с семьей.
   Автор ставит своей целью развитию у детей творческого взгляда на мир, формирование у детей добрых и теплых отношений друг с другом. что же представляют из себя минутки вдохновения....
   Минутами вдохновения в день можно назвать такие встречи, в ходе которых особое внимание уделяется минутам наблюдений, раздумий и любование. развивая впечатления, педагог задает вопросы осторожно, чтобы не перечеркнуть увиденного, не увести от впечатлений, не погасить восторга, а чтобы помочь понять увиденное и услышанное, надолго сохранить в памяти, чтобы выразить детский восторг словами, танцем, рисунком и, тем самым помочь ребенку глубже заглянуть в себя.
    Важно отметить, что воспитатель не играет здесь роль учителя, а является равноправным союзником и участником этих минут, как и дети, делится своими собственными впечатлениями, раздумьями, переживаниями.
   Для более глубокого восприятия увиденного, создания соответствующего настроения, необходимо подкреплять полученные эмоции музыкой.
    Особенны минуты рассматривания картин, во время которых, главной задачей педагога является не стремление дать детям знания, а развить в них чувства, умение видеть и наслаждаться искусством. музыка, яркие строки стихов или прозы, помогут почувствовать настроение художника и выразить свое состояние.

"Говорить о живописи трудно, почти невозможно. живопись избегает слов, ибо она обладает своим языком, как и каждое искусство. в искусстве что-то должно оставаться недосказанным, ведь искусство - это то чудо, которое остается и ускользает из рук, когда обо всем уже сказано.
   Поэтому искусство нельзя объяснить или разъяснить. его надо не понимать, а чувствовать" 
 латвийская художница, мультипликатор, писатель Сигне Баумане
 
   Самое главное условие эффективности таких встреч - добровольное участие в них детей, считает автор, не надо оценивать детей, добиваться от них правильного ответа. Каждый из них по - своему воспринимает окружающий мир. Надо создавать условия для развития их чувств, "заражать их эмоциями", заинтересовывать, увлекать - и значит серьезно готовится к каждой встрече.
   Выбор темы для начала дня диктуется многими и самыми разными обстоятельствами: общим настроением группы, погодой, самочувствием ребенка, наличием наглядного материала. Во выбор этот безграничен.
  Предлагаем картотеку Н.М. Метеновой "Варианты открытия дня..."

Комментариев нет:

Отправить комментарий