четверг, 6 декабря 2018 г.

О методах и средствах нравственного воспитания

    
Уважаемые коллеги, сегодня, мне хотелось бы вспомним о тех методах, средствах и приемах нравственного воспитания, которые можно использовать в своей работе с детьми в детском саду в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов. 


     Методы воспитания – это пути, способы достижения заданной цели воспитания. В педагогике существуют несколько подходов к классификации методов воспитания. Так в общей педагогики Ю.К. Бабанский, Б.Т. Лихачев. В дошкольной педагогике В.Г. Нечаев, В.И. Логинова.

     Для классификации методов исследователи определяют какое-то одно основание механизма нравственного воспитания. Предлагаемая классификация объединяет все методы в три группы:
- Методы формирования нравственного поведения, к ним относятся:
упражнения, поручение, требование, воспитывающие ситуации
- Методы формирования нравственного сознания, это - объяснение, увещевание, внушение, просьба, этическая беседа, пример.
- Методы стимулирования - поощрение, соревнование, одобрение, награждение, субъективно – прагматический.
 
         Нравственное воспитание определяется с помощью определенных средств, среди которых: художественные средства; природа; собственная деятельность детей; общение; окружающая обстановка.
В группу художественных средств входят: художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, поскольку способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений.
         Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.
       Средством нравственного воспитания дошкольников является природа. Она способна вызывать у детей гуманные чувства, желание заботится о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе.         Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становиться средством воспитания чувств и поведения ребенка.
       Средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания. Но данное средство – деятельность как таковая – необходимо, прежде всего, при воспитании практики нравственного поведения.
        Особое место в этой  группе средств отводится общению, оно, как средство нравственного воспитания, лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.
     Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или, напротив, жестокостью, безнравственностью.
      Окружающая ребенка обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, то есть она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств.
     Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, возраста воспитанников, уровня их общего и интеллектуального развития, этапа развития нравственных качеств (начинаем формировать нравственное качество, закрепляем или уже перевоспитываем)



Комментариев нет:

Отправить комментарий