Уважаемые коллеги, сегодня, мне хотелось бы вспомним о тех методах, средствах и приемах нравственного воспитания, которые можно использовать в своей работе с детьми в детском саду в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов.
Методы воспитания
– это пути, способы достижения заданной цели воспитания. В педагогике
существуют несколько подходов к классификации методов воспитания. Так в общей
педагогики Ю.К. Бабанский, Б.Т. Лихачев. В дошкольной педагогике В.Г. Нечаев,
В.И. Логинова.
Для классификации
методов исследователи определяют какое-то одно основание механизма
нравственного воспитания. Предлагаемая классификация объединяет все методы в
три группы:
- Методы
формирования нравственного поведения, к ним относятся:упражнения, поручение, требование, воспитывающие ситуации
- Методы формирования нравственного сознания, это - объяснение, увещевание, внушение, просьба, этическая беседа, пример.
- Методы стимулирования - поощрение, соревнование, одобрение, награждение, субъективно – прагматический.
Нравственное воспитание определяется с
помощью определенных средств, среди которых: художественные
средства; природа; собственная деятельность детей; общение; окружающая
обстановка.
В группу
художественных средств входят: художественная литература, изобразительное искусство,
музыка, кино. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного
воспитания, поскольку способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных
явлений.
Художественные
средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и
воспитании чувств.
Средством
нравственного воспитания дошкольников является природа. Она способна вызывать у
детей гуманные чувства, желание заботится о тех, кто слабее, кто нуждается в
помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при
соответствующей педагогической организации становиться средством воспитания
чувств и поведения ребенка.
Средством
нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей:
игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет
свою специфику, выполняя функцию средства воспитания. Но данное средство –
деятельность как таковая – необходимо, прежде всего, при воспитании практики
нравственного поведения.
Особое место в
этой группе средств отводится общению,
оно, как средство нравственного воспитания, лучше всего выполняет задачи
корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.
Средством
нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок:
атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или,
напротив, жестокостью, безнравственностью.
Окружающая ребенка
обстановка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, то
есть она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на
формирование определенных нравственных качеств.
Выбор средств
воспитания зависит от ведущей задачи, возраста воспитанников, уровня их общего
и интеллектуального развития, этапа развития нравственных качеств (начинаем
формировать нравственное качество, закрепляем или уже перевоспитываем)
Комментариев нет:
Отправить комментарий