среда, 14 августа 2019 г.

Знакомые незнакомцы, или разгавор о куклах

  
Пожалуй, самая главная игрушка для детей всех возрастов - это кукла.
   В куклы дети играли всегда, причем не только девочки, но и мальчики. Разнообразие кукол столь велико, что его трудно привести в какую - то систему, дать классификацию или типологию кукольного мира. Куклы отличаются по материалу и сложности изготовления, по внешнему виду и своей роли в игре. Куклы могут быть сделаны из самого разного материала. они бывают тряпичными, пластмассовыми, фарфоровыми, резиновыми, деревянными, пластиковыми.
   Куклы сильно различаются по размеру - от крохотных пупсиков до огромных "девиц", ростом с 5-летнего ребенка. куклы могут изображать людей всех возрастов: младенцы, малыши, дети - дошкольники,девочки - подростки, девушки и юноши в расцвете лет. И наконец, они могут различаться по характеру, что, собственно и определяет суть игры и роль самой куклы в игре. О кукле -ребенке нужно заботиться, возить в коляске, заворачивать, укачивать. кукла - красавица с длинными ресницами и кудрявыми волосами, может стать в игре старшей дочкой или подружкой,которая повторяет в своей кукольной жизни слова и действия самого ребенка. Характерная кукла изображает определенный персонаж, наделенный знакомыми чертами (озорник, плакса, солдат, ковбой, модель, мама, бизнес - леди).
   Почему же так важна для ребенка кукла? Почему столь разнообразен кукольный мир?
Кукла по сути своей - образ человека. она является игрушкой, которая в наибольшей степени апеллирует к собственной человеческой сущности ребенка. Кукла находится в центре двух важнейших процессов. С одной стороны, в игре с куклой ребенок выражает себя - свой опыт, свои знания и переживания, создает воображаемые им образы; вкладывает в уста куклы свои слова, мысли, переживания. То есть кукла становится для малыша своеобразным "рупором" его внутреннего мира.
 С другой стороны, в игре с куклами ребенок осваивает мир человеческих отношений и представлений, в котором живет. Кукла задает образ человека, который становится для малыша образцом для подражания, и именно через куклу в душу и в сознание ребенка проникают представления о человеке и связанных с ним этических категориях - красивом и некрасивом, хорошем и плохом, добром и злом.
 
Хорошо, если кукла имеет только намеченные черты лица. Тогда дети имеют возможность дополнить, "дорисовать" ее образ за счет воображения. Одной из новинок кукольной индустрии являются так называемые expression dolls ("экспрессивные куклы") - ярко выраженными эмоциями. Выражение их лиц, как правило, утрированно и скорее напоминает гримасу: они кричат, сердятся, плачут, показывают язык, закрывают один или оба глаза. Настроение, эмоциональное состояние, отображаемые куклой, четко и в деталях прорисованы и неизменны. Это тормозит детскую фантазию делает куклу непригодной для игры: ведь в настоящей игре благодаря своему воображению ребенок может представить одно и то же лицо веселым, грустным, усталым, озабоченным, лукавым, беспечным. именно благодаря этим удивительным силам воображения малыш оживляет куклу, и она наделяется способностью действовать и проявлять характер.

Комментариев нет:

Отправить комментарий