Мировое сообщество серьезно озабочено состоянием окружающей
среды деградация, которой происходит по вине человека.
Президент В.В. Путин подписал Указ о
проведении в 2017 году в Российской Федерации Года экологии в целях привлечения
внимания общества к вопросам экологического развития, сохранения биологического
разнообразия и обеспечения экологической безопасности.
Экологическое образование уже давно является приоритетным
направлением системы общего образования подрастающего поколения. Это относится
и к экологическому образованию дошкольников. Именно в дошкольном возрасте берет
начало формирование экологической культуры человека. Не случайно термины
«экологическое воспитание», «экологическое образование» стали обычными в
лексиконе педагогов дошкольных образовательных организаций.
Однако в федеральном государственном стандарте дошкольного
образования – экологическое образование не представлено.
Это противоречие разрешается, если мы разделим экологическое
образование на составляющие: экологическое обучение и экологическое воспитание.
Экологическое обучение, а это не что иное, как формирование экологических знаний и
умений, стандартом дошкольного образования действительно не предусмотрено.
Только начальной школе в программе учебного предмета «Окружающий мир» заложено
формирование «экологической грамотности».
Обозначенное в Стандарте
«Познавательное развитие» предполагает формирование первичных представлений об
«объектах окружающего мира, об отношениях объектов окружающего мира, о планете
Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы». То есть Стандарт
предполагает освоение детьми элементов естествознания. Природа упоминается, как
объект познания и в Требованиях ФГОС к результатам освоения основной
образовательной программы, где в качестве целевых ориентиров определено, что
ребенок «обладает начальными знаниями о…природном… мире, элементарными
представлениями из области живой и не живой природы, естествознания».
Экологическое воспитание, предполагает формирование у детей эмоционально – ценностное
отношения к природе, что предусмотрено Стандартом дошкольного образования.
Кроме того, в требованиях ФГОС к результатом освоения основной образовательной
программы значиться, что «ребенок обладает установкой положительного
отношения к миру», а следовательно, и к миру природы.
Как правило, экологическое
воспитание в дошкольных образовательных организациях осуществляется в единстве
с нравственно – эстетическим. Присущее детям очеловечивание, олицетворение
природы представляет возможность слияния нравственного воспитания с экологическим.
Формирование эстетического отношения к объектам и явлениям природы одновременно
формирует экологические отношения.
Итак, проведя качественный анализ,
можем сделать вывод, что экологическое образование в ДОО можно рассматривать
как экологическое воспитание детей с элементами экологического обучения.
В нашем дошкольном учреждении
педагоги включают элементы экологического воспитания в образовательный процесс,
я не исключение. на странице последующих публикаций буду знакомить вас с опытом
своей работы над проектом "Мир природы красив и многообразен"
Комментариев нет:
Отправить комментарий