воскресенье, 10 января 2016 г.

Из истории яслей

   
    Известно, что детский сад придумал Фридрих Фребель - и само  заведение, и принципы его работы, и название - романтическое позволяющее представить маленьких детей в виде цветов, за которыми нужен уход садовницы.
    О том кто придумал ясли, кто дал им название, отсылающее к библейскому преданию, к кормушке для скота, в которой провел первые часы своей жизни маленький Иисус, история умалчивает.
Сегодня мне хотелось бы окунуть вас в историю возникновения таких детских учреждений, как ясли. 


    Ясли стали открываться  в странах Европы и в России в середине XIX века. Однако педагогическая энциклопедия 1968 года сообщает, что первые российские ясли появились немного раньше - в 1716 году, то есть за сто лет до открытия детского сада в Петербурге. Но опыт этот, судя по всему, не  прижился и не был замечен общественностью.
    Изначально ясли в некотором роде противостояли детским садам. Детские сады  были, по преимуществу, заведениями для состоятельного класса при званными осуществлять помощь семейному воспитанию.
    Ясли были заведением, созданным для детей работающих женщин - фабричных  работниц и крестьянок, чтобы они могли работать, даже имея на руках  грудных детей.
Чаще всего в ясли несли своих детей  только те женщины, у которых  была "нужда", а остальные предпочитали оставлять детей на попечение домашних нянь -  сестер, бабушек и других членов семьи".
    Гораздо большее распространение в деревнях получили  так называемые "сезонные ясли". Собственно, деревня не знала  детского  сада ни в каком виде. Деревенские ясли открывались, как правило, в период летней страды и давали приют не только младенцам, но и детишкам дошкольного возраста, которых  еще рано было  брать с собой в поле, но на попечение которых уже оставляли младших. "Няньки"  приносили малышей в  ясли и сами при них  оставались.
   Ясли обычно устраивали в здании школы, которое летом пустовало. Здесь на полу клали чистую солому и на нее - младенцев.
Ясли открывались "ввиду очевидной пользы, приносимой ими:
  • во - первых, в деле борьбы с пожарами, возникающими от неосторожного обращения с огнем детей;    
  • во - вторых в деле борьбы с высокой детской смертность; 
  • в - третьих, в поднятии продуктивности труда взрослых членов семьи и при освобождении их от забот по призору  за детьми;
  • в - четвертых, в целях культивирования населения.
    Но  были ясли, учрежденные не только с "утилитарной целью" - для  удобства взрослых, но и преследующие цели педагогические. В этих  яслях работали, как правило, образованные женщины, имеющие представление о воспитательной системе детских садов и активно включающие  малолетних нянек в обучение и организованный труд: "старшие дети помогали в уходе за маленькими, и в играх, без всякого труда и принуждения, научились промывать и бинтовать ранки, делать компрессы.  В играх   же дети драматизировали рассказы о хороших людях, усваивая нормы поведения в обществе.  Всю дневную работу дети выполняли сами, как если бы это была одна большая  семья".
Надеюсь, что данный рассказ позволил вам не только окунуться в историю возникновения яслей и первых дошкольных учреждений, расширяя наш кругозор, но и провел аналогию с реалиями нашей жизни, ведь ничто не ново под луной...


Комментариев нет:

Отправить комментарий